
«В первые два месяца этого года выросла доля белорусских грузов, а именно нефтепродуктов. Мы будем следить, является ли это долгосрочной тенденцией, или же это просто переброска отдельных грузов из Литвы в Латвию», — заявил латвийский министр сообщения Талис Линкайтс.
Примерно то же самое он говорил в сентябре прошлого года: «Мы следим за ситуацией в Беларуси, какие стратегические решения принимает правительство, а также за тем, как это может повлиять на наш транзитный бизнес в портах и железных дорогах».
Так и хочется спросить у господина Линкайтса: «А что-нибудь делать вы собираетесь? Или в обязанности министра входит только наблюдение?»
Чтобы осознать абсурдность происходящего, следует учесть несколько важных моментов.
Транзитная отрасль Латвии переживает тяжелейший кризис за все 30 лет «второй независимости».
Из портов Риги, Вентспилса и Лиепаи ушел их главный кормилец — российский уголь. Имущество «Латвийской железной дороги» уходит с молотка. На аукцион выставляют буквально всё, что можно продать: недвижимость, рельсы, локомотивы, автомобили и прочее.
Сегодня новые грузы нужны Латвии как никогда раньше.
Президент Беларуси между тем открыто заявлял о желании перераспределить транзитные потоки между балтийскими сестрицами.
Поводом для этого стала неуступчивая позиция Вильнюса по вопросу БелАЭС. «Вы понимаете, что выхода к морю у нас нет, и если Литва не очень хочет с нами сотрудничать, так надо делать упор на Латвию. Надо сделать так, чтобы эта республика удовольствие получала от сотрудничества с Беларусью. Мы люди порядочные, обязательные, они это знают. И если они пойдут нам навстречу по многим вопросам, которые мы им предложим, они будут иметь определенный и немалый эффект», — обещал Лукашенко.
Рига вроде как шла навстречу и не поддерживала литовский бойкот Белорусской атомной электростанции.
В январе прошлого года премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш предложил свои услуги в транспортировке нефти для белорусских НПЗ.
Линкайтс подтвердил, что вся необходимая инфраструктура для этого имеется. Можно использовать нефтепровод Полоцк — Вентспилс, который раньше работал в обратном направлении, или транспортировать черное золото по железной дороге.
Объем транзита грузов из Беларуси через порты Латвии в 2018 году вырос на 10%. Такие данные озвучивал председатель правления «Латвийской железной дороги» Эдвин Берзиньш и не скрывал удовлетворения по поводу того, что Минск всё больше предпочитает пользоваться услугами Риги, Вентспилса и Лиепаи, а не Клайпеды.
После переизбрания Лукашенко появилась уникальная возможность закрепить этот успех.
Именно в латвийские порты Батька мог перенаправить транзит грузов, которые раньше шли через Литву. С коммерческой точки зрения это был самый привлекательны вариант.
Линкайтсу и компании всего лишь нужно было не присоединяться к хору критиков «последнего диктатора Европы». И ненавязчиво предложить ему свои услуги.
Латвийские чиновники сделали всё с точностью до наоборот. Они поддерживали и поддерживают санкции против Минска, принимают представителей белорусской оппозиции. Министр сообщения заявил, что риски потери транзитных грузов не повлияют на отношение Риги к событиям в соседней стране.
Пожалуй, именно Латвия нанесла самый болезненный удар по международному имиджу Лукашенко.
По ее инициативе у Беларуси отобрали право проведения матчей чемпионата мира по хоккею в 2021 году. Кариньш поставил вопрос ребром: нельзя проводить праздник спорта в стране, где установлен «репрессивный» режим. Белорусский лидер, будучи большим поклонником хоккея, наверняка воспринял это как личное оскорбление.
Но даже после этого Латвии перепали дополнительные грузы, которые ушли из Клайпеды и не дошли до Усть-Луги. Пока не дошли.
Судя по словам Линкайтса, его ведомство даже не пыталось вести работу по привлечению белорусского транзита. Да и сейчас не пытается.
Любое нормальное правительство попыталось бы воспользоваться ситуацией и доказать Батьке, что ему выгодно использовать латвийское направление для экспорта нефтепродуктов, удобрений и всего остального. А Линкайтс предлагает просто наблюдать за ситуацией.
«Нужно сказать, что транзитная отрасль и портовое хозяйство сейчас находятся на перепутье. Сократился транзит каменного угля через Латвию, из-за геополитических решений России сократился транзит нефтепродуктов. Портам и многим терминалам нужно пересматривать свою стратегию развития. Нужно искать новые грузы на замену углю и нефтепродуктам, а это непросто», — добавляет министр сообщения Латвии.
Так вот же они, новые грузы! Те самые, благодаря которым один литовский порт загружен больше, чем все три латвийские, вместе взятые. Но они господина Линкайтса почему-то не интересуют.
С другой стороны, в этом нет ничего удивительного.
Вести переговоры с белорусскими грузоотправителями сегодня означало бы изменить геополитическим установкам Латвии на «сдерживание России» и минимизацию ее влияния в республиках бывшего СССР.
Поэтому в правительстве Латвии предпочитают ждать у моря погоды.
«Мы заинтересованы в том, чтобы товары из Беларуси в направлении Северной Европы шли через Латвию. Мы работаем над этим и ни от чего не отказались», — говорил Линкайтс в начале этого года. В чём заключается эта работа, остается только гадать.
«Основная интрига с белорусскими нефтепродуктами сейчас заключается в том, что из Литвы они ушли, а в Россию в полном объеме пока не пришли. Есть версия, что Минск перенес их перевалку в порты Латвии. Латвия не вмешивалась во внутриполитические процессы в Беларуси так активно, как Литва, поэтому вероятно, что Минск сочтет Ригу приемлемым политическим партнером», — предполагает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Пусть так. Но открытым остается вопрос: а захочет ли Латвия предоставить транзитное «прибежище» Лукашенко?
Отсутствие инициативы с ее стороны — залог того, что в борьбе за белорусские грузы у российской Усть-Луги не будет конкурентов.
Да и самой борьбы тоже не будет.
Алексей Ильяшевич
rubaltic.ru