img36.jpg
Российско-Казахстанский Деловой Совет
         
Казахстан обещал принести Латвии дополнительно полмиллиарда долларов

Министр сообщения Улдис Аугулис и послы России, Казахстана и Китая встретили с почетным оркестром в Рижском порту первый контейнерный поезд из Урумчи – города на западе Китая. Портал BaltNews.lv осмысляет это событие.

Духовые и литавры, красные камзолы оркестрантов, бодрый жизнеутверждающий мотив аранжировки и все руководство Латвийской железной дороги плюс представители Минсообщений вместе с главой ведомства Улдисом Аугулисом — да, такого у причалов Рижского универсального терминала, что в Вецмилгрависе, почти возле устья Даугавы, еще не было никогда! Может показаться, что пафос — это лишнее, тем более — на фоне сбывающихся прогнозов об уходе российских грузов в российские же порты. Однако поезд, проведенный российским контейнерным оператором "ТрансКонтейнер" по маршруту Урумчи (Китай) — Алтынколь (Казахстан) — Рига, похоже, действительно уникален.

Оправданный пафос

В поезде, встречаемом на терминале рижском стивидорной компании «RUT» (Rīgas universālais termināls), из латвийского — только локомотив. Он медленно под звуки духового оркестра тянул по рельсам на погрузку принадлежащие Казахстанской железной дороге железнодорожные платформы. 41 платформа, на каждой — синие 40-футовые контейнеры российской компании "ТрансКонтейнер". А в них — груз комбикормов, сделанный в Синьцзян-Уйгурской провинции на западе КНР. В этот регион на границе с Казахстаном с перенаселенного и индустриально развитого побережья и центрального Китая массово переносят промышленные производства — а для транспортировки товаров в Европу Пекин очень целеустремленно развивает инфраструктуру проекта "Новый шелковый путь".

В Ригу прибыл первый контейнерный поезд из Урумчи

Как сообщал портал BaltNews.lv, летом этого года во время визита в Астану президента Латвии Раймонда Вейониса, президент АО Национальная корпорация "Қазақстан темiр жолы" (КТЖ, Казахстанская железная дорога) Канат Алпысбаев заявил, что в 2020 году на северо-запад Европы через Казахстан пройдет 700 тысяч контейнеров китайских грузовладельцев. Как рассказал вашему автору посол Казахстана в Латвии и Литве Бауржан Мухамеджанов, 200 тысяч контейнеров в год пройдут через Латвию.

— Санкции против России, и ответные санкции России очень сильно ударили по латвийско-казахстанским отношениям: если в 2013 году наш двухсторонний торговый оборот составлял 350 млн. долларов, то в 2014 году этот показатель был уже 125 млн. долларов. По итогам текущего 2017 года мы надеемся выйти на докризисный показатель 350 миллионов. Через год — 500 млн., а в 2020 году наше совместное торговое сальдо составит уже 1 миллиард долларов, при 200 тыс. контейнеров в год, — заявил казахстанский дипломат.

Рост перевозок — на 40 процентов

За первые восемь месяцев этого года объем перевозок грузов между Казахстаном и Латвией вырос на 19% (до 386,1 тыс. тонн) к аналогичному периоду 2016 года — а рост перевозок в транзитном сообщении через РК и Латвию составил 40%. Прошло 10 контейнерных поездов по маршруту КНР — ЕС — КНР через порты Латвии, в основном — Рижского порта. Прошли еще и два пилотных поезда из Германии в Китай через Латвию, а контейнеры из Урумчи, перегруженные в понедельник на судно до Роттердама, также появились из пилотного проекта.

В Ригу прибыл первый контейнерный поезд из Урумчи.

Как ожидается, Латвия замкнет на себе большую часть транзита контейнерных грузов "Нового шелкового пути", который последние 10 лет следует основным коридором через Белоруссию на Польшу через КПП Брест-Малашевичи. Как сообщил BaltNews.lv летом этого года в Астане президент КТЖ Канат Алпысбаев, в 2020 году Казахстан рассчитывает перевезти 2 млн. контейнеров с китайскими грузами, и белорусско-польский коридор будет перегружен. Конечно, транзитные маршруты могут быть различными: через Белоруссию, Финляндию, Латвию…

Недавний визит в Латвию вице-премьер Казахстана Аскара Мамина (к слову, кавалера латвийского ордена Трех звезд, — А.Т.) подтвердил, что "Новый шелковый путь" будет проложен через среднюю из республик Балтии — Литва и Эстония остаются по обе стороны этого мегапроекта.

— Конечно, латвийские порты будут конкурировать за грузы из КНР и с портами российской Ленинградской области — такими, как порт Усть-Луги, к которому также есть интерес китайских грузовладельцев. Грузы могут пойти по колее российского стандарта 1520 мм в Финляндию, есть много коридоров, включая Брест-Малашевичи… Ну что же, будем конкурировать, — сказал BaltNews.lv посол России в Латвии Евгений Лукьянов.

Посол КНР в Латвии Хуань Юнь наблюдал за прибытием поезда с конфуцианским спокойствием — ничего удивительного, конечно, путь в тысячу ли (древняя китайская единица измерения расстояния — ред.) начинается с первого шага. А как сообщил министр сообщений Латвии Улдис Аугулис, этот поезд-контейнеровоз в Рижском порту — отличный пример работы на уровне всех государств, задействованных в этой логистической цепочке.

Стратегическое видение 2020

— Проект был озвучен три месяца назад на транспортной неделе в столице Казахстана на выставке "Астана-Экспо", когда Астану посетил президент Латвии Раймонд Вейонис — и вот мы уже встречаем поезд с китайскими товарами. Обычно такие проекты продвигаются за 7-8 лет, три месяца — очень хороший пример! — рассказал Аугулис.

Конечно, журналист BaltNews.lv спросил министра, когда ждать следующий состав из Урумчи. И спросил, сколько их вообще будет, например, в 2018 году. Интеллигентный Улдис Аугулис тут же несколько вышел из себя и ответил, что журналистов всегда интересуют исключительно предметные сиюминутные "когда" и "сколько" — а на стратегическом уровне второстепенные вопросы, пыль и суета.

— Мы с "ТрансКонтейнером", с железными дорогами Китая, Казахстана и России, как видите, построили новый коридор Урумчи-Рига. Речь — о перспективе получить 200 тысяч контейнер с продукцией КНР в год уже в 2020 году, — ответил министр.

Дальнейшая логистика грузов может быть различной. Как вариант, который чаще всего рассматривается всеми сторонами, включая крупного китайского торговца "China Merchant Group" — из Латвии контейнерные грузы на кораблях пойдут в Северные страны. Это лучшее логистическое плечо по соотношению цена/время — железнодорожными поездами через Брест до Германии и далее через датские проливы, где почти нет малых фидерных судов, доставка менее выгодна. Даже до Дуйсбурга с перегрузкой на суда в Риге по времени и деньгам получается намного выгодней, чем по любым другим коридорам — включая белорусско-польский, кстати.

Управляющий Рижским свободным портом Ансис Зелтиньш.

— Мы впервые отработали этот маршрут Урумчи-Рига. Поезд шел по России через Саратов, Москву и Себеж, а в ближайшее воскресенье, 22 октября, эти контейнеры будут разгружаться в порту Роттердама, — заявил управляющий Рижским свободным портом Ансис Зелтиньш.

Латвию зовут в Хоргос

Еще один важный, даже ключевой момент: во время визита Аскара Мамина Латвия подписала меморандум о сотрудничестве республиканских железных дорог. Латвийская сторона также рассматривает перспективы инвестиций в создание собственного или совместного предприятия в СЭЗ "Хоргос — Восточные ворота". В этой специальной экономической зоне, захватывающей почти 400 гектаров на территории КНР и Казахстана, находится т.н. "сухой порт" — склады контейнеров, которые будут следовать далее тремя логистическими маршрутами. А именно: железнодорожным южным, через Иран и в сторону Персидского залива, с выходом на порты арабских нефтемонархий. Каспийским маршрутом — здесь китайские грузы пойдут паромами из порта Актау в порт Баку и далее на Черное море, в Турцию и Южную Европу. Ну а третий, Западный путь — он вышеупомянут.

Ригу прибыл первый контейнерный поезд из Урумчи. Слева направо: госсекретарь Минсообщения Латвии Каспарс Озолиньш, посол Китая в Латвии Хуан Юн, министр Улдис Аугулис, посол Казахстана Бауржан Мухамеджанов и посол РФ в Латвии Евгений Лукьянов.

— И конечно, резиденты Хоргоса, помимо льготного налогового режима и ряда экономических преференций, имеют возможность направлять грузы по Южному, Каспийскому и Западному коридорам. За время независимости в Казахстан пришло 160 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций, 70% вложения в регион Центральной Азии идет в Казахстан. У нас за последнее время появилось 60 латвийских компаний, в том числе в зданиях "Астана-Экспо" — и вполне возможно, мы увидим латвийский бизнес в Хоргосе, — рассказал BaltNews.lv Бауржан Мухамеджанов.

Комментарий руководителя ГАО Латвийская железная дорога (VAS "LDz") Эдвина Берзиньша:

— Поезд прошел по плану, "ТрансКонтейнер" готов обслужить этот коридор. Надо учитывать, что в Китае не делается все сразу — действительно, это так, они смотрят годами, изучают, прежде чем принимают решение. Контейнерный карго-транзит по железной дороге — это около 3% от всех типов перевозок. Судами контейнеры из портов Китая в Европу идут до 50 суток, по железной дороге, мультимодально — около 14 суток или даже меньше. Мы должны использовать преимущества портов Латвии, а у нас действительно удобный северный коридор.

В Ригу прибыл первый контейнерный поезд из Урумчи. Руководитель "Latvijas Dzelzceļš" Эдвин Берзиньш.

Политика играет большую роль, это так… мы строим новую стратегию LDz и всей отрасли транзита в Латвии. В один момент, я уверен, все политические вопросы и экономические санкции снимутся. Я убежден, это рано или позже произойдет — и мы должны быть готовы через год или через два к тому, что наша железнодорожная и транзитная инфраструктура будет более востребована. Скорость, тарифы и главное, безопасность движения — то, что востребовано грузовладельцами.

Тут я вам открою небольшой секрет — мы тестируем, изучаем различные ж/д коридоры. Следующий поезд с китайскими товарами мы проведем через Минск в сотрудничестве с Белорусской железной дорогой.

По материалам: http://baltnews.lv/

 

Популярные тэги