Участниками дискуссии стали парламентский замминистра экономики, торговли и промышленности Японии Цунэо Китамура, замминистра промышленности и торговли РФ Александр Морозов, замминистра экономического развития России Станислав Воскресенский и сопредседатель «Деловой России» Сергей Недорослев. Также в круглом столе приняли участие президент Japan External Trade Organization (JETRO) Ясуси Акахоси, президент Специализированной некоммерческой корпорации «Японский бизнес-клуб» Кеидзи Икэмура, вице-президент группы компаний Fast Retailing Co., Ltd (UNIQLO) Нориаки Кояма, гендиректор Mitsui & Co. Moscow Хироси Мэгуро, президент Sakhalin Oil and Gas Development Co (SODECO) Масао Фудзита, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, гендиректор УК «Металлоинвест» Андрей Варичев, старший управляющий директор по инвестиционной деятельности УК «РОСНАНО» Ашот Марьян, член президиума генсовета «Деловой России» Сергей Габестро и др.
В своем вступительном слове Алексей Репик напомнил, что первый подобный круглый стол его организаторы провели на ПМЭФ в июне 2015 года. «Сегодня мы уже можем сказать, что нами, совместно, была заложена добрая традиция. И нынешняя дискуссия продолжит прагматичный и взаимовыгодный тон, который был задан год назад», – уверен президент «Деловой России». Он предложил сделать двусторонние встречи в Санкт-Петербурге постоянной российско-японской дискуссионной платформой.
Алексей Репик отметил стремление России выстроить хорошо сбалансированную долгосрочную взаимовыгодную внешнеэкономическую политику, в которой бы страны Азиатско-Тихоокеанского региона играли важную роль, наравне с другими географическими партнерами. «Таким образом, мы «исправляем» крен, из-за которого российские компании долгие годы обделяли вниманием многоплановые возможности ведения бизнеса в азиатском регионе. Почему это важно понять? Потому что Россия и российский бизнес пришли на азиатские рынки осознанно и надолго», – пояснил председатель Российско-Японского делового совета.
Он остановился на приоритетах российских компаний. «Россия – это не только нефть и газ, не только природные ресурсы, как это принято зачастую считать. Россия – это машиностроение и информационные технологии, здравоохранение и транспорт, космос и авиастроение, робототехника и атомная энергетика, химическая промышленность и сельское хозяйство. И мы активно приветствуем сотрудничество с японскими коллегами как в указанных, так и в других отраслях несырьевого сектора», – отметил Алексей Репик.
По его словам, сотрудничество может выстраиваться через создание новых совместных производственных предприятий, через специальные инвестиционные контракты и другие многочисленные инструменты и преференции, которые предлагает Россия иностранным компаниям в рамках новой промышленной и инвестиционной политики. «Хочу отметить, что первый специнвестконтракт был заключен именно с японской компанией», – подчеркнул Алексей Репик. Российский бизнес, по его словам, серьезно заинтересован в получении японских передовых технологий и развитии производственной базы на территории РФ. «В свою очередь, мы тоже готовы поделиться тем, что есть у нас в технологическом плане, и получить совместно с японскими партнерами максимальный синергетический эффект», – отметил он.
Парламентский замминистра экономики, торговли и промышленности Японии Цунэо Китамура выразил надежду, что присутствующие на круглом столе представители деловых кругов двух стран будут развивать свои отношения с учетом стремления правительств Японии и России к сотрудничеству. «Мы готовы способствовать увеличению диверсификации экономики России и ее производительности и готовы работать с Министерством экономического развития в этом направлении через внедрение японских технологий повышения производительности», – отметил представитель правительства Японии. Что касается сотрудничества на уровне малого бизнеса двух стран, в августе Министерство экономики, торговли и промышленности Японии и Минэкономразвития России совместно организуют в Хабаровске встречи для представителей малого бизнеса, направленные на выстраивание деловых связей.
В свою очередь, замминистра экономического развития России Станислав Воскресенский отметил, что такие бизнес-диалоги позволяют по-настоящему связать экономики России и Японии и выстраивать совместные цепочки создания добавленной стоимости. «Когда есть устойчивые связи, бизнесмены дальше разберутся, какой конкурентоспособный товар производить». Он напомнил, что компания Mazda разместила свое производство на российском Дальнем Востоке, чтобы поставлять автомобили, в том числе, и в Японию. Подобные проекты есть в фармацевтике, АПК и других отраслях. «Мы не просто обмениваемся капиталом и товарами. Мы строим совместные бизнес-истории успеха», – подчеркнул Станислав Воскресенский.
Он перечислил доступные в этой сфере инструменты. Среди них – и специально созданная Российско-Японская группа по улучшению инвестклимата. «Она рассматривает как системные проблемы (таможня), так и конкретные проблемы компаний. В России фактически создан омбудсмен-офис для японского бизнеса. Это беспрецедентно», – заключил Станислав Воскресенский.
Сопредседатель «Деловой России» Сергей Недорослев рассказал о том, что конкурентным преимуществом российского станкостроения является большое количество хороших инженеров. Причём на каждого инженера здесь приходится на порядки меньше капитала, чем в развитых странах типа Германии или Японии, поэтому у станкостроителей в России есть возможность нанимать лучших инженеров.
Он привёл пример, как Стерлитамакский станкостроительный завод всего за 9 месяцев создал уникальный станок, который на недавней выставке «Металлообработка – 2016» вызвал большой интерес покупателей, а одна крупная компания даже попросила продать ей лицензию на производство.
По словам Сергея Недорослева, российский рынок станков является очень крупным и входит в пятёрку крупнейших в мире по количеству покупаемых машин. Причём в ближайшие годы он будет расти. «В течение 10-20 лет на многих производствах в России не меняли оборудование, и сейчас накопился огромный отложенный спрос. То есть у нас впереди 10-15 лет устойчивого спроса, когда многие будут модернизировать свои производства», – сделал вывод делоросс. Он предложил японским коллегам активнее сотрудничать и вместе подумать над тем, какие станки будут востребованы на российском и мировом рынке через 10-15 лет.