С японской стороны также участвовали министр экономики, торговли и промышленности Японии Хироси Кадзияма; директор Mitsui & Co Ltd Масами Иидзима, председатель Японо-российского комитета по экономическому сотрудничеству Федерации экономических организаций Keidanren, председатель совета директоров Marubeni Corporation Фумия Кокубу; гендиректор Японской организации по развитию внешней торговли (ДЖЕТРО) Нобухико Сасаки и президент, главный исполнительный директор Mirai Genomics Ёсихидэ Хаясидзаки.
Российскую сторону представляли вместе с Алексеем Репиком глава Минэкономразвития Максим Решетников; первый заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Сергей Павлов; основатель и председатель совета директоров Корпорации АЕОН Роман Троценко; губернатор Калужской области Владислав Шапша и гендиректор «Соллерс Груп» Вадим Швецов. Пандемия коронавируса существенно изменила экономический ландшафт на глобальном и региональном уровнях, повлияв на международные экономические отношения, и взаимодействие России и Японии не стало исключением. За 2020 год товарооборот между двумя странами составил 16,2 млрд долл., что на 20,4% меньше, чем за прошлый год. Однако во время пандемии российские и японские компании доказали, что их бизнес может быстро адаптироваться и быть устойчивым к новым реалиям.
«В этом году у нас особое отношение к нашей сессии, поскольку фактически она является первой за последние два года. За вынужденный, можно сказать, период “простоя”, вызванный пандемией, накопилось очень много важных тем для обсуждения российским и японским бизнес-сообществами с целью поиска новых нетрадиционных путей развития двусторонних отношений в постковидной эпохе. Она ставит новые вызовы, открывает новые возможности для предпринимателей, в какой-то мере меняя приоритеты развития экономик наших стран, подталкивает нас к поиску новых форматов создания пользы для наших потребителей», — отметил в своем вступительном слове Алексей Репик. «На этот раз я очень рад возобновлению сегодняшнего диалога между Россией и Японией. Из-за угрозы заражения передвижение людей и товаров было ограничено. Бизнес и торговля между Россией и Японией на какой-то время были неизбежно приостановлены. Однако мы должны направить свои взоры на то, что будет после пандемии, и, объединив усилия с российскими товарищами, работать над перезапуском российско-японских бизнес-связей. В этой связи японская сторона предлагает обратить внимание на три следующих отрасли, которые могут стать столпами дальнейшего российско-японского сотрудничества: первая область сотрудничества — здравоохранение, вторая — цифровые инновации и третья — зеленые технологии и декарбонизация», — отметил в своем вступительном слове Сигэру Мураяма.
«Несмотря на непростой год, нам удалось не только продолжить действующие проекты, но и запустить новые. Создан экспресс-тест на коронавирус, он сейчас активно используется. Впервые запущен контейнерный поезд с японскими товарами по Транссибирской магистрали. Началось строительство центра превентивной медицины в Хабаровске. В “Сколково” открылся инжиниринговый центр японской компании ФАНАК. В планах — создание перевалочных комплексов сжиженного природного газа на Камчатке и в Мурманской области. Строительство центра ионной терапии для лечения онкологии в Обнинске. Готовимся выходить на новые и перспективные для нас треки — в сфере водородной энергетики, изменения климата, креативной экономики, электронной коммерции», — отметил в своем видеообращении министр экономического развития РФ, спецпредставитель президента РФ по вопросам торгово-экономического сотрудничества с Японией Максим Решетников. «Сам факт того, что здесь и сейчас собрались все те люди, которые являются стержнем, на котором держатся экономики обеих стран — России и Японии — является доказательством того, что даже в тяжелые времена пандемии короновируса российско-японское сотрудничество в области экономики, и, в первую очередь, в областях, обозначенных в плане сотрудничества из восьми пунктов, пустило свои корни глубоко в почву, и, подобно, сегодняшнему городу Санкт-Петербургу, встречает сезон новых всходов», — убежден министр экономики, торговли и промышленности Японии Хироси Кадзияма.
Гендиректор «Соллерс Груп» Вадим Швецов рассказал о крупнейшем на сегодня проекте сотрудничества с компанией Mazda — запуске, несмотря на все сложности с перемещением людей между странами, новых мощностей завода двигателей Mazda во Владивостоке, цеха механической обработки деталей двигателя, инвестиции в который составили более 2 млрд руб. Он добавил, что компания намерена начать процесс локализации российской электроники, в частности, программно-аппаратных комплектов, которые будут устанавливаться на автомобили Mazda в России — это блоки ЭРА ГЛОНАСС, телематическое оборудование и системы помощи водителю. В части цифровых сервисов он отметил цифровую платформу подписки и аренды автомобилей для юридических и физических лиц, в которую планируется привлечь еще одного японского партнера. Основатель и председатель совета директоров Корпорации АЕОН Роман Троценко рассказал о существующих и перспективных совместных проектах с японскими компаниями. Так, сейчас идет строительство завода по производству метанола в Волгограде и завода по производству протеина из газа. В то же время он посетовал, что количество проектов двух стран остается незначительным, товарооборот на фоне пандемии упал и его не удастся быстро восстановить, так как Япония поставлял сложную продукцию машиностроения, которую начали поставлять другие страны. Роман Троценко считает, что для увеличения числа проектов и раскрытия синергии между Россией и Японией требуется активнее формировать технологические партнерства, крупных компаний, направленные на создание нового продукта, а также поддерживать активную позицию Экспортно-импортного агентства Японии по финансированию проектов в России.
Первый заместитель гендиректора ОАО «РЖД» Сергей Павлов рассказал о развитии транзитных контейнерных перевозок по Транссибу и про совместный медицинский проект. В частности, объемы внешнеторговых перевозок между Россией и Японией достигли в 2020 г. рекордных 50,2 млн. тонн (рост 5,4% к 2019 году). С 2019 года РЖД совместно с партнерами развивает «сквозной» логистический сервис TransSiberian LandBridge, который обеспечивает надежную, безопасную и, что немаловажно, экологичную доставку грузов из Японии в Европу в 2 раза быстрее, чем по морскому маршруту — 19–22 дня против 45–50 суток по Deep Sea. Совместно с японской корпорацией Marubeni РЖД реализует проект создания российско-японского медицинского центра в г. Хабаровске на базе Дорожной клинической больницы РЖД, открытие которого запланировано на 2022 год. Объем инвестиций составляет более 1 млрд. руб. Губернатор Калужской области Владислав Шапша отметил, что Япония была и остается надежным партнером региона. Он рассказал о сотрудничестве с «Мицубиси Моторс», которая стала одним из якорных предприятий калужского автомобильного кластера, а также «Тойота Цусё РУС», которая построила в Калужской области логистический центр. Страна восходящего солнца входит в первую семёрку внешнеторговых партнёров региона, и область заинтересована в углублении и расширении двусторонних экономических связей. Также он рассказал о сотрудничестве в области культуры и транспорта, в частности в рамках проекта «Новый шёлковый путь».
«Наш разговор не просто в очередной раз продемонстрировал готовность деловых кругов к двустороннему сотрудничество. Он подтверждает, что двусторонний мост построен, он надежен, и никакие стихийные бедствия и внешние факторы не в состоянии помешать нам идти навстречу друг другу и работать вместе. Всем желаю оставаться здоровыми, пережить это непростое время без потерь и потрясений. И тогда я уверен, что в сентябре во Владивостоке в очном формате мы сможем закрепить наши отношения», — подытожил дискуссию Алексей Репик, выразив надежду, что эпидемиологическая ситуация позволит провести Олимпиаду в Токио