- Владимир Владимирович, какие темы могут стать основными во время переговоров лидеров парламентов двух стран?
- На мой взгляд, в первую очередь будут рассмотрены вопросы, связанные с укреплением отношений в деловой, культурной и общественной жизни наших стран. Но и не только они. Ведь сегодня у России и Ирана есть множество тем, требующих глубокого и серьёзного обсуждения и, соответственно, принятия определённых решений.
Читайте по теме Россия предложила уникальную концепцию восстановления Сирии
Я уверен, что в рамках этого визита будут подняты вопросы по острым темам глобальной повестки, таким как борьба с международным терроризмом и противодействие экстремизму. Ну и, конечно же, помощь Сирии, находящейся сегодня в нелёгком положении.
- Как вы оцениваете состояние отношений России и Ирана на сегодняшний день?
- Отношения между Россией и Ираном ныне носят характер стратегического партнёрства, что является ярким показателем их позитивной динамики. Когда несколько лет назад президенты России и Ирана встретились в рамках саммита ШОС, наши страны пребывали в состоянии хоть и благожелательной, но всё-таки индифферентности. О стратегическом же партнёрстве России и Ирана сегодня свидетельствует не только постоянный и плодотворный диалог между правительствами, но и различные совместно реализуемые экономические проекты.
Приведу отдельные факты. Объём торгового оборота за последний год между Россией и Ираном показал положительную динамику — спад сменился ростом, пока ещё незначительным, но устойчивым. К примеру, наметилось ускорение развития сотрудничества в нефтяной сфере. Налицо также активизация усилий России и Ирана в претворении в жизнь такого всемирно важного проекта, как Международный транспортный коридор «Север — Юг», представляющего собой не что иное, как кратчайший путь из Европы через Россию и Иран в Индию и Юго-Восточную Азию.
- Несколько слов об упомянутом вами проекте развития Международного транспортного коридора «Север -Юг». Насколько заинтересована в его реализации российская сторона? Есть ли среди российских компаний заинтересованные принять в нём участие?
- Сегодня можно смело говорить, что в реализации этого проекта заинтересованы не только российские компании, но и субъекты Российской Федерации. Конечно, в первую очередь проектом развития МТК «Север — Юг» интересуются регионы Прикаспия и Поволжья. Это и логично, так как при этом всестороннее развитие получит местная инфраструктура. Одновременно в них будут созданы многие тысячи новых рабочих мест. Россия уже сегодня занимается развитием инфраструктуры, в том числе логистической и таможенной, в тех регионах, через которые пройдёт МТК «Север — ЮГ». В этом направлении работают федеральные и региональные компании, например, РЖД и астраханская «Особая экономическая зона «Лотос».
Не менее важно при этом обеспечить максимально беспрепятственное и скорое оформление и прохождение грузопотоков по МТК. Здесь нужен не только исправно функционирующий режим «зелёного коридора», но и эффективно выстроенная и отлаженная транспортно-логистическая система. И наиболее адекватным решением, отвечающим требованиям и вызовам сегодняшнего дня, является создание такой формации, как сеть транспортно-логистических комплексов (ТЛК), обеспечивающих надёжное и бесперебойное функционирование «зелёных коридоров».
Все эти ТЛК должны создаваться в странах прохождения МТК «Север — Юг», «Запад — Восток» и иных МТК — на пересечениях этих международных транспортных коридоров. А в России они должны создаваться также и на пересечениях внутрироссийских транспортных коридоров.
Создание сети ТЛК позволит эффективно функционировать системе «зелёного коридора» на всём протяжении МТК «Север — Юг» не только при прохождении границ стран его пролегания, но и внутри России. А также предельно упростит и ускорит таможенное оформление грузов, обеспечит их надёжное и простое логистическое сопровождение и позволит задействовать и постоянно использовать единый «сквозной» тариф при прохождении грузов и товаров через страны, находящиеся на трассе МТК «Север — Юг».
- Какие проблемы сегодня необходимо решить для развития деловых взаимоотношений России и Ирана и улучшения российско-иранского «бизнес-климата»?
- Сначала должен отметить главные нерешённые вопросы, тормозящие успешное развитие деловых отношений между Россией и Ираном. Это отсутствие широких возможностей осуществления прямых платежей по российско-иранским сделкам, а также комплексных решений по сопровождению внешней торговли компаний России, Ирана и других стран. Ещё одна проблема — это вопрос взаимных платежей в условиях уже неработающего традиционного формата их прохождения через банки продавца и покупателя. Для её решения нужны новые подходы, новый формат функционирования самой этой системы.
Автор: Константин Никитин
Ист.: Парламентская газета https://www.pnp.ru/politics/rossiya-i-iran-obsudyat-puti-razvitiya-svoego-sotrudnichestva.html