Материал называется «Россия и Казахстан: стратегия долгосрочного сотрудничества». Материал посвящен дальнейшему взаимодействию двух стран. Напомним, в начале декабря прошло заседание Российско-Казахстанского Делового совета в обновленном составе. В этом году российскую часть РКДС возглавил Президент Ассоциации инновационных предприятий в энергетике «ЭнергоИнновация» Михаил Смирнов.
Совет нацелен на усиление взаимодействия и кооперации между Россией и Казахстаном. Напомним, свою работу Российско-Казахстанский деловой совет начал в 2006 году, а усилил в сентябре 2015 года после XII Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участием глав государств. Михаил Смирнов отметил, сегодня важно преобразовать работу совета в формат делового клуба с регулярными встречами и большой вовлеченностью со стороны всех участников. Опыт в этом вопросе накоплен у компаний, входящих в «ЭнергоИнновацию», и они готовы делиться своими наработками с коллегами из Казахстана.
Казахстан — динамично развивающаяся по мировым меркам страна? Согласны с этим утверждением?
Однозначно. Сегодня оптимисты говорят о среднегодовом росте экономики около 10-12%. Но даже более критически настроенные эксперты международных организаций называют среднюю цифру роста в 7% в год. Разброс зависит от того, каким образом считается инфляция и обесценивание национальной валюты. Но, чтобы уйти от абстрактных и зачастую довольно лукавых цифр ВВП приведу пример. Добыча нефти в Казахстане с 1990 по 2019 годы увеличилась более чем в 4 раза (с 20 млн тонн в год до 90 млн тонн в год). В России, кстати, мы только вернулись к уровню добычи 1988 года. Казахстан занял первое место в мире по добыче урана. Относительно высокая инфляция в РК, с одной стороны, сокращает рост ВВП и негативно сказывается на уровне жизни населения (который, тем не менее, постепенно растет), с другой — способствует конкурентоспособности товаров и услуг, произведенных в Республике. Конечно, пандемия коронавируса оказала негативное влияние на экономику Казахстана. Надо отметить, что власти страны одними из первых в мире ввели решительные и довольно жесткие ограничительные меры. Тем не менее, эти шаги не только оправдали себя с точки зрения защиты населения Республики, но и оказались разумными с точки зрения влияния на экономику. Так, по расчетам министерства нацэкономики Казахстана падение ВВП страны по результатам года должно составить всего 1%. На начало октября предварительная цифра была около 3%. Но в любом случае это небольшие потери на фоне других стран.
Россия и Казахстан — какие у этих стран точки соприкосновения?
Итак, Казахстан — устойчивая и развивающаяся страна, с низкими затратами на рабочую силу и все более прозрачными государственными управленческими механизмами, представляющая интерес как в плане торговли, так и в плане инвестиций. Но не это для нас главное. Как сказал Первый президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, «друзей и врагов мы выбираем сами, а соседей нам посылает Бог». Вот это главное. Наши страны имеют теснейшие и неразрывные связи, обусловленные как общей историей, так и современными геополитическими реалиями. Конечно, у нас самая протяженная сухопутная граница в мире. В целом, общее историко-культурное наследие является нашим самым главным активом. И потенциал этого актива еще далеко не исчерпан. Россия является главным внешнеэкономическим партнером Казахстана. Еще пару лет назад доля РФ в казахстанском импорте была еще больше — 36%. Что касается экспорта из Казахстана в РФ, то он примерно в три раза меньше импорта из России и составляет по итогам 2019 года 5,57 миллиардов долларов. Структура его обусловлена, опять же, общей исторической судьбой. Около 40% казахстанского экспорта в Россию составляют углеводороды. И здесь есть как возможности для дальнейшего развития сотрудничества, так и серьезные вызовы. Обозначу только два направления. Во-первых, нефть. Это феномен, но нефть не только экспортируется из Казахстана в Россию, но и импортируется Казахстаном из РФ. И это результат логистики углеводородов и расположения перерабатывающих мощностей в СССР. В чем проблема? Если такая интеграция сложилась, ее надо развивать и делать нашим глобальным конкурентным преимуществом. Единое экономическое пространство, упрощение внешнеэкономической деятельности дают возможность выбрать оптимальные способы и маршруты логистики и переработки нефти и газа. Во-вторых, уголь. Это одна из важнейших статей экспорта Казахстана. Вызов здесь заключается в общемировом курсе на углеродо-нейтральную экономику, а уголь считается самым «грязным» видом топлива. В этом плане для Казахстана особенно важно держаться отношений с Россией, только Россия поддержит Казахстан тогда, когда весь мир закроет двери перед казахстанским углем после какого-нибудь очередного выпада Греты Тумберг. В наших общих интересах спрогнозировать будущее угледобывающей отрасли и совместно выработать стратегию ее интеграции в «энергетику 4.0» — энергетику четвертой промышленной революции. Интересны и перспективы развития экспорта из Казахстана в РФ в сфере сельского хозяйства, в железнодорожной технике, в металлургии и химической промышленности.
Что связывает страны в вопросах ТЭК?
Сфера ТЭК занимает большую долю во взаимной торговле. Причем, многие эксперты в этом видят негатив. Ведь о такой проблеме говорят тогда, когда некая страна слишком подсаживается на свой углеводородный экспорт и становится заложником колебаний мировых цен на нефть или, как говорили раньше, становится «сырьевым придатком мирового империализма». Касательно России и Казахстана такая угроза существует относительно экспорта наших стран в третьи страны. Но такой угрозы или проблемы нет относительно двусторонней экономической деятельности. Напротив, мы можем совместно сделать гораздо более энергоэффективным ТЭК и вообще промышленность Казахстана, увеличить глубину переработки углеводородов. То есть расширение сотрудничества в сфере ТЭК в нашем случае — это не усиление сырьевой зависимости кого-то из наших стран, а движение в прямо противоположном направлении, к энергоэффективности и новым технологиям. И здесь мы, безусловно, говорим о товарах с высокой добавленной стоимостью. Так, один из участников нашего Делового Совета, российская компания ИНГК поставляет в Казахстан компрессорные станции для магистральных газопроводов. Это высокотехнологичная, сложная продукция, и плод современного тяжелого машиностроения, и высокой инженерии, плод наилучших доступных технологий. Благодаря такой компрессорной станции газ пришел в столицу Казахстана, город Нур-Султан. Долю таких товаров во взаимной торговле довольно трудно определить (потому что критерии размыты), но, полагаю, она будет неизбежно расти. Этому будет способствовать дальнейшее разделение труда и развитие технологий, вызванные четвертой промышленной революцией. В наших общих интересах осмыслить эти процессы и совместно выработать общий курс на укрепление положения наших стран в новой мировой экономической реальности.
В инвестиционном плане страны привлекательны друг для друга? Какие есть проблемы и пути выхода?
Нашим странам необходимо договориться о решительных и, я бы сказал, жестких мерах защиты взаимных инвестиций и партнерских отношений. Каждая из сторон должна показать, что примет быстрые и результативные меры к своим национальным компаниям, обманувшим партнера из соседней страны, не взирая на связи, кланы и т.д. Если российская компания в Казахстане, а казахстанская в России будут чувствовать себя комфортно, как дома, если будут уверены, что закон, правоохранительные органы и власти на стороне того, кто прав, то это будет лучший стимул для взаимных инвестиций. А что касается перспективных проектов. Первый. Это развитие добычи на Каспийском шельфе. Второй. Развитие новой (распределенной) генерации в энергодефицитных регионах Казахстана. Третий. Модернизация и развитие нефтегазовой инфраструктуры. Это так, с ходу.
Чем поможет РКДС в развитии партнерских отношений России и Казахстана?
Несмотря на все выпавшие нам в последние годы мировые вызовы и трудности, экономические отношения между нашими странами продолжают развиваться. Это заслуга и верховных властей наших стран и бизнес-сообщества: Торгово-промышленной палаты России, казахстанских деловых объединений, простых предпринимателей из наших стран. Но, еще раз скажу, мы лишь нашли то, что чуть было не растеряли в 90-е годы, мы остались верны тому братству, которое исторически объединяло наши народы. Барьеров и проблем еще достаточно — это низкая защищенность инвесторов и партнеров, отсутствие должного информационного обмена, непрозрачность некоторых сфер бизнеса. Ну что же, вот этими проблемами и должен заниматься наш Деловой Совет. В прошлом году в Омске мы наметили некоторые подходы к их решению: повышение транспарентности взаимного участия в конкурсных процедурах и госзакупках, улучшение информационного обмена в интересах экономического взаимодействия, унификация процедур подтверждения происхождения (локализации) продукции, создание рабочей группы по разработке взаимосвязанной долгосрочной стратегии развития ТЭК России и Казахстана, разработка программы межрегионального приграничного туризма… Работы еще много.
Источник: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=39677333