Таиланд принял председательство в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии
Премьер-министр Таиланда Прают Чан-Оча в своей "инаугурационной" речи обозначил содержание председательства его государства в Ассоциации как "продвижение партнерства в интересах устойчивого развития"БАНГКОК, 1 января. /ТАСС/. Таиланд принял во вторник председательство в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), объединяющей десять стран (Бруней, Вьетнам, Индонезию, Камбоджу, Лаос, Малайзию, Мьянму, Сингапур, Таиланд, Филиппины) и представляющей собой одну из крупнейших региональных структур. Степень ее весомости в глобальном ракурсе измеряется такими параметрами, как 650-миллионное население, приближающийся к $3 трлн валовый внутренний продукт и стремящийся к той же цифре внешнеторговый товарооборот.
Задачи на завтра
Получив на состоявшемся с 13 по 15 ноября 2018 года саммите АСЕАН в Сингапуре символический лидерский молоток, премьер-министр Таиланда генерал Прают Чан-Оча в своей "инаугурационной" речи обозначил содержание председательства его государства в Ассоциации как "продвижение партнерства в интересах устойчивого развития". Он подчеркнул общепризнанную роль Бангкока, стоявшего в 1967 году у истоков организации, которая уже является шестой экономикой мира и, по прогнозам, передвинется на четвертую позицию к 2030 году.
В свою очередь, руководитель внешнеполитического ведомства королевства Дон Праматвинай, выступая в стенах МИД 21 ноября 2018 года, указал на необходимость адаптации к новым условиям АСЕАН, если последняя рассчитывает остаться современным регионоцентричным содружеством. Для этого Ассоциации нужно нарастить эффективность и в преодолении вызовов, и в использовании шансов, чего, по мнению министра, возможно добиться за счет опоры на созидательность, взаимодополняемость и преемственность.
Примечательно, что Таиланд становится в авангарде организации в непростой период, когда он сам сталкивается с серьезными проблемами внутреннего и внешнего происхождения.
Фактор США
Следует упомянуть о том, что после государственного переворота 2014 года по-прежнему "проседают" отношения Таиланда с западными странами, в основном из-за ситуации в сфере прав человека. В данном контексте показательным является состояние связей между Бангкоком и Вашингтоном в свете ожидаемых демократических в понимании Запада перемен в королевстве в феврале [назначенные на 24 февраля парламентские выборы и сформировать новый кабинет министров по окончании почти пятилетнего правления военных].
Между тем, американцы уже сигнализируют о готовности к упрочению отношений с Ассоциацией, которую присутствовавший на ее сингапурском форуме вице-президент США Майкл Пенс заверил в "неизменном и беспрестанном стратегическом партнерстве". Наращивая глобальное и региональное соперничество с КНР, Соединенные Штаты, судя по всему, надеются рано или поздно встроить АСЕАН в свою антикитайскую линию в Юго-Восточной Азии, а "демократизированный" по итогам февральских выборов Бангкок использовать для подталкивания организации к участию в урегулированию напряженной ситуации в Южно-Китайском море (ЮКМ) по американскому сценарию.
Фактор КНР
В то же время Пекин, все отчетливее позиционируя себя в качестве глобального игрока, старается в восприятии Вашингтона по максимуму закрепить за собой статус регионального лидера и задействовать АСЕАН для подрыва стратегических позиций США в Юго-Восточной Азии. Не осталась незамеченной в этой связи напористость, которую продемонстрировал в Сингапуре глава Госсовета КНР Ли Кэцян. Так, китайский премьер по сути дал Ассоциации трехлетний срок для завершения работы над обсуждаемым уже длительный период Кодексом поведения в ЮКМ, призванным установить устраивающий Поднебесную порядок разрешения конфликтных ситуаций в акватории, через которую проходит порядка 60% ее внешнего товарооборота и 80% импортируемых ею углеводородов.
Параллельно Ли Кэцян недвусмысленно заявил об ожидании в Пекине завершения в 2019 году переговоров по соглашению о Всестороннем региональном экономическом партнерстве, к которому помимо Китая и АСЕАН должны присоединиться Австралия, Индия, Новая Зеландия, Южная Корея и Япония. В условиях жесткого американского прессинга КНР крайне заинтересована в ускорении подписания подобного договора о свободной торговле, который поспособствовал бы расширению ее доступа на крупнейшие азиатские рынки.
Ассоциация в этом плане рассматривается Пекином как весьма перспективный контрагент, внешне не слишком опасающийся экономического доминирования КНР. Пока же АСЕАН под предводительством Таиланда готовится увеличить к 2020 году оборот двусторонней торговли с Китаем до $1 трлн (в 2017 году - $436,8 млрд), а объем привлеченных китайских инвестиций - до 150 млрд долларов (в 2017 году - $11,5 млрд).
Фактор РФ
Главным итогом сингапурского саммита РФ - АСЕАН для России явилось подписание совместного заявления о стратегическом партнерстве. В документе четко проводится мысль о неприемлемости обеспечения собственной безопасности за чужой счет, о необходимости всемерных уважения и учета законных факторов озабоченности, а также внутренних правовых норм других стран. Положения этого заявления вкупе с содержанием проведенных президентом России в Сингапуре переговоров дают основание для выводов о нежелании государств АСЕАН становиться ареной американо-китайского противоборства и признании за РФ статуса гаранта региональной безопасности.
Владимир Путин уже выразил удовлетворение по поводу роста в 2017 году товарооборота РФ с Ассоциацией на 35%, успешной реализации совместной дорожной карты, насчитывающей порядка 60 проектов в индустриальной и высокотехнологичной сферах, развития гуманитарного сотрудничества. В целом же, президент продемонстрировал твердую уверенность в перспективности асеановского вектора российской внешней политики, из чего можно сделать вывод, что Москва не будет медлить с извлечением столь необходимых сейчас стратегических, экономических, военно-технических, гуманитарных и иных дивидендов из напрашивающейся интенсификации всеобъемлющего взаимодействия с Ассоциацией и входящими в нее странами.
Источник: ТАСС